Западноармянские масоны и национальное конституционное движение
DOI:
https://doi.org/10.46991/hc.2022.17.1.039Ключевые слова:
Танзимат, реформы, западноармянская молодежь, образование, просвещение, прогресс, общественные организации, конституция, движение, масоныАннотация
У истоков западноармянского национального конституционного движения стояли молодые армянские интеллектуалы из Константинополя и Смирны, получившие образование в Европе. На их идейное становление большое влияние оказали идеи французского Просвещения 18 века, победа Французской революции 1848 года и провозглашение республики. Многие из этих молодых людей, проникнувшись девизом вольных каменщиков (масонов) «свобода, равенство, братство», стали распространять в Турции идеи просвещения, прогресса и социального развития. Европеизированная западноармянская интеллигенция, многие из которых были членами масонских лож, стали инициаторами, идеологами, организаторами и активистами национального конституционного движения в Турции.
Библиографические ссылки
Ազգային սահմանադրութիւն հայոց, (1860, 1963), Կ. Պոլիս:
Ալպօյաճեան Ա. (1910), Ազգային սահմանադրութիւնը, իր ծագումը և կիրառութիւնը: Ընդարձակ օրացույց Ս. Փրկչեան հիվանդանոցի հայոց, Կ. Պոլիս:
Ալպօյաճեան Ա. (1964), Զմիւռնոյ տպարանները// «Պատմաբանասիրական հանդես», 1964, թիվ 2:
Ալպօյաճեան Ա. (1927), Մինաս Չերազ, Գահիրե:
Աճառեան Հ. (2001), Պատմութիւն հայոց նոր գրականութեան, Պէյրութ:
Ասատուր Հ. (1879), Սահմանադրութիւնն և հայ ժողովուրդը, Կ. Պոլիս:
Ասատուր Հ. (2011), Կոստանդնուպոլսոյ հայերը և իրենց պատրիարքները, Ստանպուլ:
Ատենագրութիւն Ազգային ժողովոյ (1865), Կ.Պոլիս:
Ատենագրութիւնք Ազգային ժողովոց 1860-1870 (1890), Կ. Պոլիս:
Ատոմ (1914), Ազգային սահմանադրութիւնը, գիծեր մեր մշակույթի պատմութենէն, Կ. Պոլիս:
Աւետիքեան Գ., Սիւրմելեան Խ., Աւգերեան Մ. (1979), Նոր բառագիրք Հայկազեան լեզուի, հ. Ա, Երևան:
«Արշալույս Արարատյան» (Զմյուռնիա), 1846-1848, 1850, 1861:
«Արծվի Վասպուրական» (Վան, Վարագ), 1861:
«Արևմուտք» (Փարիզ), 1859:
Բերբերեան Ռ., Հայ մասօնները եւ Սէր օթեակը Պոլսոյ մէջ// «Հայրենիք», 1937, մարտ, թիվ 5:
«Երևակ» (Կ. Պոլիս), 1861:
Թոփչեան Ե. (1909), Երիտասարդ Թուրքիան և հայերը: Մասն առաջին, Թիֆլիս:
Թումանեան Կ. (1906), Պատմութիւն Արևելեան խնդրոյ, Լոնդոն:
Խառատյան Ա. (2010), Արևմտահայ սահմանադրական շարժումը: Արևմտահայերի ազգային սահմանադրությունը// Հայոց պատմություն, հ. 3, գիրք առաջին, Երևան:
« Ծաղիկ» (Զմյուռնիա), 1861-1862:
«Կեանք և Արուեստ» (Փարիզ), 1935, 1936
«Հայաստանի կոչնակ» (Նյու Յորք), 1957:
«Հայրենիք» (Բոստոն), 1937, 1954-1955:
«Հանդէս ամսօրեայ» (Վիեննա), 1902:
Հովհաննիսյան Ա. (1955), Նալբանդյանը և նրա ժամանակը, հ.1, Երևան, էջ 365:
«Մասիս» (Կ. Պոլիս), 1852, 1857, 1859-1862, թիվ 506:
«Մեղու» (Կ. Պոլիս), 1856, 1860-1862, 1865:
Մինաս Չերազ (1929), Կենսագրական միւսիոններ, Պարիս, էջ 71:
«Միություն» (Զմյուռնիա), 1860:
Մովսիսյան Ֆ. (2018), Միքայել Նալբանդյանի մասոն լինելու հարցի շուրջ: ՎՊՀ միջազգային գիտաժողովի նյութերի ժողովածու, Վանաձոր, էջ 337-384:
Յայտարարութիւն Բարեգործական Ընկերութեան Հայոց (1861), Կ.Պոլիս:
Նալբանդյան. Մ. (1983), Երկերի ժողովածու, հ. 4, Երևան:
«Նոր կեանք» (Լոնդոն), 1899:
Չիլինկիրեան Գ. (1883), Ուղևորութիւն ի Կոստանդնուպոլիս, Զմիւռնիա:
Պալասանեան Ս. (1890), Պատմութիւն հայոց, Կ.Պոլիս:
Պէյլէրեան Ա. (2003), Ազատ որմնադրութեան մուտքը Օսմանեան կայսրութիւն և Պոլսոյ հայկական Սէր օթեակը ԺԹ դարուն// «Հայկազեան հայագիտական հանդես», հատոր ԻԳ, Պէյրութ:
Պէրպէրեան Ա. (1871), Պատմութիւն հայոց, Կ. Պոլիս:
Պօղոսեան հ. Եփրեմ վ. (1967), Պատմութիւն հայ մշակութային ընկերութիւուններու, հ. Ա, Վիէննա:
Սարուխան (1912), Հայկական խնդիրն և Ազգային սահմանադրութիւնը Թուրքիայում 1860-1910, Ա հատոր, Թիֆլիս, էջ 246:
Վարդանեան Յ. (1863), Սահմանադրական ճշմարտութիւններ ու անոնց պարտավորութիւնները, Կ. Պոլիս, էջ 40:
Վրույր [Մ. Մամուրեան] (1872), Հայկական նամականի, Զմյուռնիա, էջ 124:
Փափազեան Ա. (1862), Ազգային Պատմութիւն, Կ. Պոլիս, էջ 190:
Փափազեան Ա. (2002), Թուրքական վավերագրական նյութեր Օսմանյան կայսրության ոչ մահմեդական ժողովուրդների մասին (1839-1915), Երևան, էջ 27-35։
«Փարիզ» (Վիեննա), 1861:
«Փորձ», 1876:
Քեչեան Բ. (1888), Պատմութիւն Ս. Փրկչի հաւանդանոցին Հայոց ի Կոստանդնուպոլիս, Կ. Պոլիս, էջ 90:
Քյոմուրճեան Ե. (1931), Ստամպոլի պատմութիւն, Վիէննա, էջ 568:
Օրմանեան Մ. (1961), Ազգապատում, Գ հատոր, մասն Ա, Պէյրութ, էջ 3880:
Ֆէնէրճեան Ա. (1954), Ազատ որմնադրութիւնը հայոց մէջ// «Հայրենիք» (Բոստոն), հոկտեմբեր, թիվ 10:
Ֆէնէրճեան Ա. (1935), Ազատ որմնադրութիւնը Մօտավոր Արևելքի մէջ// «Կեանք և Արուեստ»:
Ֆէնէրճեան Ա. (1936), Ազատ որմնադրութիւնը Մօտավոր Արևելքի մէջ//«Կեանք և Արուեստ»:
Берберова Н. (1991), Люди и ложи: русские масоны XX столетия. Нью-Йорк, 1986, Москва.
Вейл Ж. (1906), История республиканской партии во Франции с 1814 по 1870 гг. Пер. с фр. Москва.
История XIX века (1938), Под ред. Лависса и Рамбо, т. 3, Москва.
Миллер А. (1994), Мустафа паша Байрактар. М-Л..
Петросян Ю. (1971), Младотурецкое движение, Москва.
Пименова Л. (1992), Идея свободы во французской революций XVIII века// «Новая и новейшая история». № 1, Москва.
Ридли Дж. (2007), Фримасоны. Люди, творящие мировую историю. Пер. с фр., Москва.
Ролен-Жекмен М. (1986), Армения, армяне и трактаты. Положение армян в Турции до вмешательства держав в 1895 году, Москва,
Рубинский Ю. (1976), Масоны во Франции//«Вопросы истории». М., № 9.
Сафрастян Р. (1985), Доктрина османизма в политической жизни Османской империи, Ереван.
Соловьев О. (1992), Масонство далекое и близкое// «Новая и новейшая история». № 4, Москва.
Тальмер М. (1906), Масонство и революция во Франции. «Русский вестник», март, том 302, Москва.
Черняк Е. (1981), Западноевропейское масонство XVIII века. «Вопросы истории», М., 1981, № 12, Москва.
Baylot J. (1968), La voie substituée. Liege.․
Jamgocyan O. (2017), Les Francs-Maçons Arméniens et La Constitution de l' Armenie ottomane Constantinople 1863, Paris.
Mitchel G. (2003), Bulwer Litton: The Rise and Fall of a Victorian Man of Letter. London, New York.
Sommer D. (2015), Freemasonry in the Ottoman Empire: A History of the Fraternity and its Influence in Syria and the Levant. I. B. Tauris, London, New York.
REFERENCES
Azgayin sahmanatrut‘iwn hayots‘, (1860, 1963), G. Polis:
Albōyajjean A. (1910), Azkayin sahmanatrut‘iwně, ir dzakumě ew girarut‘iwně: Əntardzag ōrats‘uyts‘ S. P‘rgch‘jean hivantanots‘i hayots‘, G. Polis:
Albōyajjean A. (1964), Zmiwrnoy dparannjerě// «Patmabanasirakan handjes», 1964, t‘iv 2:
Albōyajjean A. (1927), Minas Ch‘jeraz, Kahirje:
Acharjean H. (2001), Padmut‘iwn hayots‘ nor krakanut‘jean, Pēyrut‘:
Asadur H. (1879), Sahmanatrut‘iwnn ew hay zh’oghovurdě, G. Polis:
Asadur H. (2011), Gosdantnupolsoy hayjerě ew irjents‘ padriark‘njerě, Sdanpul:
Adjenakrut‘iwn Azkayin zh’oghovoy (1865), G.Polis:
Adjenakrut‘iwnk‘ Azkayin zh’oghovots‘ 1860-1870 (1890), G. Polis:
Adom (1914), Azkayin sahmanatrut‘iwně, kidzjer mjer mshaguyt‘i patmut‘jenēn, G. Bolis:
Awjetik‘jean K., Siwrmjeljean Kh., Awkjerjean M. (1979), Nor parakirk‘ Haykazjean ljezui, h. A, JErewan:
«Arshaluys Araradyan» (Zmyurnia), 1846-1848, 1850, 1861:
«Ardzvi Vasburakan» (Van, Varak), 1861:
«Arewmudk‘» (P‘ariz), 1859:
Pjerpjerjean R., Hay masōnnjerě yw Sēr ōt‘jeakě Polsoy mēch// «Hayrjenik‘», 1937, mard, t‘iv 5:
«JErewag» (G. Bolis), 1861:
T‘op‘ch‘jean JE. (1909), JEridasart T‘urk‘ian ew hayjerě: Masn arajin, T‘i flis:
T‘umanjean G. (1906), Padmut‘iwn Arewjeljean khntroy, Lonton:
Kharatyan A. (2010), Arewmtahay sahmanadrakan sharzh’umě: Arewmtahayjeri azgayin sahmanadrut‘yuně// Hayots‘ patmut‘yun, h. 3, girk‘ arajin, JErewan:
« Dzaghik» (Zmyurnia), 1861-1862:
«Gjeank‘ ew Arujest» (P‘ariz), 1935, 1936
«Hayastani koch‘nak» (Nyu York‘), 1957:
«Hayrjenik‘» (Boston), 1937, 1954-1955:
«Hantēs amsōrjeay» (Vijenna), 1902:
Hovhannisyan A. (1955), Nalbandyaně ew nra zh’amanakě, h.1, JErewan, ēj 365:
«Masis» (K. Polis), 1852, 1857, 1859-1862, t‘iv 506:
«Mjeghu» (K. Polis), 1856, 1860-1862, 1865:
Minas Ch‘jeraz (1929), Gjensakragan miwsionnjer, Paris, ēj 71:
«Miut‘yun» (Zmyurnia), 1860:
Movsisyan F. (2018), Mik‘ayjel Nalbandyani mason linjelu harts‘i shurj: VPH mijazgayin gitazh’oghovi nyut‘jeri zh’oghovatsu, Vanadzor, ēj 337-384:
Haydararut‘iwn Barjegortsakan Ənkjerut‘jean Hayots‘ (1861), K.Polis:
Nalbandyan. M. (1983), JErkjeri zh’oghovatsu, h. 4, JErewan:
«Nor kjeank‘» (London), 1899:
Ch‘ilingirjean K. (1883), Ugheworut‘iwn i Gostantnupolis, Zmiwrnia:
Palasanjean S. (1890), Patmut‘iwn hayots‘, G.Polis:
Pēylērjean A. (2003), Azad ormnatrut‘jean mudk‘ě Ōsmanjean kaysrut‘iwn ew Polsoy haykakan Sēr ōt‘jeakě ZH’T‘ tarun// «Haygazjean hayagidagan handjes», hador IG, Pēyrut‘:
Pērpērjean A. (1871), Padmut‘iwn hayots‘, G. Polis:
Pōghosjean h. JEp‘rjem v. (1967), Padmut‘iwn hay mshakut‘ayin ěnkjerut‘iwunnjeru, h. A, Viēnna:
Sarukhan (1912), Haykakan khntirn ew Azgayin sahmanadrut‘iwně T‘urk‘iayum 1860-1910, A hador, T‘i flis, ēj 246:
Vardanjean Y. (1863), Sahmanadrakan jshmartut‘iwnnjer u anonts‘ partavorut‘iwnnjerě, K. Polis, ēj 40:
Vruyr [M. Mamurjean] (1872), Haygagan namakani, Zmyurnia, ēj 124:
P‘ap‘azjean A. (1862), Azkayin Batmut‘iwn, G. Bolis, ēj 190:
P‘ap‘azjean A. (2002), T‘urk‘akan vavjeragrakan nyut‘jer Ōsmanyan kaysrut‘yan och‘ mahmjedakan zh’oghovurdnjeri masin (1839-1915), JErewan, ēj 27-35։
«P‘ariz» (Vijenna), 1861:
«P‘ordz», 1876:
K‘jech‘jean P. (1888), Padmut‘iwn S. P‘rgch‘i hawantanots‘in Hayots‘ i Gosdandnupolis, G. Polis, ēj 90:
K‘yomurjjean JE. (1931), Stamboli batmut‘iwn, Viēnna, ēj 568:
Ōrmanjean M. (1961), Azkabatum, G hator, masn A, Bēyrut‘, ēj 3880:
Fēnērjjean A. (1954), Azad ormnadrut‘iwně hayots‘ mēch// «Hayrjenik‘» (Bosdon), hokdjembjer, t‘iv 10:
Fēnērjjean A. (1935), Azad ormnatrut‘iwně Mōdavor Arewjelk‘i mēch// «Gjeank‘ ew Arujesd»:
Fēnērjjean A. (1936), Azad ormnatrut‘iwně Mōdavor Arewjelk‘i mēch//«Gjeank‘ ew Arujesd»:
Bjeрbjeрova N. (1991), Ljudi i lozhi: рuссkije maсony XX сtoljetija. N’ju-Йoрk, 1986, Moсkva.
Vjeйl ZH. (1906), Iсtoрija рjeсpublikanсkoй paрtii vo Fрancii с 1814 po 1870 gg. Pjeр. с fр. Moсkva.
Iсtoрija XIX vjeka (1938), Pod рjed. Laviссa i Рambo, t. 3, Moсkva.
Milljeр A. (1994), Muсtafa pasha Baйрaktaр. M-L..
Pjetрoсjan JU. (1971), Mladotuрjeckoje dvizhjenije, Moсkva.
Pimjenova L. (1992), Idjeja сvobody vo fрancuzсkoй рjevoljuciй XVIII vjeka// «Novaja i novjeйshaja iсtoрija». № 1, Moсkva.
Рidli Dzh. (2007), Fрimaсony. Ljudi, tvoрjash’ije miрovuju iсtoрiju. Pjeр. с fр., Moсkva.
Рoljen-ZHjekmjen M. (1986), Aрmjenija, aрmjanje i tрaktaty. Polozhjenije aрmjan v Tuрcii do vmjeshatjel’сtva djeрzhav v 1895 godu, Moсkva,
Рubinсkiй JU. (1976), Maсony vo Fрancii//«Vopрoсy iсtoрii». M., № 9.
Сafрaсtjan Р. (1985), Doktрina oсmanizma v politichjeсkoй zhizni Oсmanсkoй impjeрii, JEрjevan.
Сolov’jev O. (1992), Maсonсtvo daljekoje i blizkoje// «Novaja i novjeйshaja iсtoрija». № 4, Moсkva.
Tal’mjeр M. (1906), Maсonсtvo i рjevoljucija vo Fрancii. «Рuссkiй vjeсtnik», maрt, tom 302, Moсkva.
CHjeрnjak JE. (1981), Zapadnojevрopjeйсkoje maсonсtvo XVIII vjeka. «Vopрoсy iсtoрii», M., 1981, № 12, Moсkva.
Baylot J. (1968), La voie substituée. Liege.․
Jamgocyan O. (2017), Les Francs-Maçons Arméniens et La Constitution de l' Armenie ottomane Constantinople 1863, Paris.
Mitchel G. (2003), Bulwer Litton: The Rise and Fall of a Victorian Man of Letter. London, New York.
Sommer D. (2015), Freemasonry in the Ottoman Empire: A History of the Fraternity and its Influence in Syria and the Levant. I. B. Tauris, London, New York.
Загрузки
Опубликован
Выпуск
Раздел
Лицензия
Copyright (c) 2022 Feliqs Movsisyan
![Лицензия Creative Commons](http://i.creativecommons.org/l/by-nc-sa/4.0/88x31.png)
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial-ShareAlike» («Атрибуция — Некоммерческое использование — На тех же условиях») 4.0 Всемирная.