КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ СЕКРЕТНЫХ ДЕЙСТВИЙ ПО НОВОМУ УГОЛОВНО-ПРОЦЕССУАЛЬНОМУ КОДЕКСУ РА
Ключевые слова:
негласные следственные действия, оперативно-розыскные мероприятия, уголовно-процессуальная деятельность, предмет пердварительного судебного контроля, ограничение прав человека, гарантии законности, контролируемая поставка, оперативное внедрение, контроль телекоммуникацийАннотация
С принятием нового уголовно-процессуального кодекса РА (далее Новый кодекс) перед теорией и практикой Армении стоит ответственная задача переосмысления институтов, которые исследовались и применялись десятилетиями, так как Новый кодекс основан на принципиально новой концепции. С этой точки зрения изучение новых положений о секретных мерах следствия чрезвычайно актуально.
В статье с концептуальной точки зрения исследуется модель негласных следственных действий, предусмотренных Новым Кодексом, выявляются международные стандарты законности нормативного регулирования таких действий, обсуждаются некоторые теоретические и практические проблемы, возникшие в рамках прежних правовых норм.
Обсуждая критерии разграничения секретных следственных мероприятий, с учетом прецедентной практики ЕСПЧ и ряда международных договоров, ратифицированных РА, автор предлагает вкючить контролируемую поставку и закупку, а также оперативное внедрение в число негласных следственных действий и в сферу предварительного судебного контроля. По мнению автора, это обеспечит использование результатов упомянутых действий в качестве доказательств, а также эффективное выполнение международных обязательств РА по борьбе с преступностью в определенных сферах.
Согласно новым регулированиям, все негласные следственные действия могут проводиться в отношении тяжких или особо тяжких преступлений, а также ряда коррупционных преступлений. В этой связи было подчеркнуто, что данный подход соответствует обязательствам, взятым на себя РА в области борьбы с коррупцией.
В свете юридической практики автор выразил озабоченность по поводу ограничения доступа к некоторой информации, составляющую часть прослушивания телефонных разговоров, рамками тяжких или особо тяжких, или коррупционных преступлений. В частности, рассматриваемые действия, особенно получение входящих и исходящих звонков абонента, время начала и окончания телефонного разговора, номер телефона, на который был переведен телефонный звонок в случае переадресации, широко используются по отношению и других преступлений.
Ссылаясь на положения Нового кодекса об определении круга лиц, в отношении которых могут проводится негласные действия, автор пришел к выводу, что он по сути соответствует международным стандартам, дает четкое решение по ряду вопросов, которые возникли на практике на данный момент.
В результате проведенного исследования констатируется, что в уголовно-процессуальное законодательство РА введена принципиально новая концепция негласных действий, которая в силах обеспечить права человека в правовом государстве и общественный интерес к раскрытию преступлений на новом, качественно высоком уровне, а его отдельные пробелы и недостатки могут быть предметно обсуждены только после практического применения.
Загрузки
Опубликован
Выпуск
Раздел
Лицензия
Copyright (c) 2021 Государство и право
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial» («Атрибуция — Некоммерческое использование») 4.0 Всемирная.